По следам методики Макото Шичидо

Макото Шичидо | автор публикации: Svetlana | 31 мая 2016

Metodika-Makoto_Shichido

Расскажу о наших играх-занятиях по методике этого загадочного японского доктора. Про саму методику очень много написано в интернете. Поэтому, напишу очень кратко и только по сути.

Основным источником, из которого я получила представление о методике была его книга «Малыши-гении». Точнее ее перевод, местами несуразный, но тем не менее дающий представление о самой методике. У меня электронный вариант, который я закачала в свою электронную книгу.

Сразу скажу, что методика меня «зацепила» своей непохожестью на те, что я читала ранее. Что мне понравилось. Макото Шичидо, ссылаясь на многие авторитетные источники делает вывод, что для гармоничного развития нужно идти другим путем, чем тот, что принят в нашем обществе. Чем тот, традиционный, которым прошла я и идет мой старший сын сейчас. Шичида предлагает развивать способность к запоминанию, а не вкладывать сами знания, для того чтобы в будущем ребенку было легко учиться и работать, чтобы все давалось легко и без долгих заучиваний. Кроме того, предлагает развивать интуицию. Казалось бы, для чего она нужна маленькому ребенку? Ответ Шичидо: для того, чтобы в будущем, чувствуя интуитивно, как именно следует поступить и какой путь верный, ребенок мог принимать верные решения. Для меня все это важно так как, я наблюдаю за рынком труда и вижу некоторые перспективные профессии будущего, примерно представляю какими качествами должен обладать человек, чтобы быть востребованным и чувствовать себя комфортно в разных областях жизни. Кроме того, немалая роль в его методике отведена развитию фантазии и воображения. Здесь мы развиваем творческую личность. И это не только связано с умением свободно «плавать в мире искусства». Для меня опять же это интересно тем, что через фантазию и воображение мы развиваем очень важное качество – способность принимать нестандартные решения, умение нелогично мыслить. Иными словами, умение быть незаурядной личностью. Добавим к этому, что методика подразумевает отсутствие всякого насилия при обучении.

Интересно? Конечно же! Теперь о том, какой путь предлагает Макото Шичидо для достижения этих целей. Вся его методика основана на активизации и развитии правого полушария мозга. Почему правого? Потому что именно оно отвечает за фотографическую память, воображение, творчество и фантазию. Левое полушарие отвечает за рациональное мышление и логику. Есть мнение, о котором говорят все чаще, что уже в начальных классах школы начинает активно теряться творческий потенциал и постепенно детей загоняют в шаблонное мышление. Печально, но это так. Шичидо предлагает динамичную форму занятия в сочетании со своеобразным релаксом, свойственным культуре его страны. Именно в гармоничном соотношении динамики и внутреннего спокойствия и достигается наилучший результат. Иными словами, если «над душой» никто не стоит и не указывает, что правильно, а что нет – повышается эффективность любого занятия.

Почему я написала в заглавии «по следам методики».  Все просто — я не следую слепо всем рекомендациям доктора Шичидо. У нас игры-занятия, включающие элементы методики. Именно те, которые интересны Арине. Другие элементы — могут быть, например, по методике Никитиных или Монтессори.

Примерный план наших игр-занятий. Занятие проводим в первой половине дня до 12:00. И проходит оно у нас 15-20 минут.

Мы настраиваемся на занятие. Включаем музыку. Я выбрала ту, которая очень нравится мне и понравилась Арине. Слушаю через приложение ВК. Это альбомы Alizbar — волшебная мелодия арфы. Музыку включаю за 10 минут до начала занятия. Потом делаю тихо, для фона.

Дыхательные упражнения. У нас есть вот такой чудесный тренажер для выполнения дыхательных упражнений.

Metodika-Makoto_Shichido

Принцип очень простой – нужно дуть в трубочку. Воздушный поток поднимает шарик вверх. Когда мы перестаем дуть, шарик возвращается на свое место в лунку. Это упражнение еще на развитие координации, так как шарик очень легкий и его непросто вернуть с помощью дыхания на его место. Зачем мы это делаем? Так, как детки очень активные, им сложно сконцентрироваться на чем-то одном. Глубокие вдохи и выдохи помогают концентрации внимания, способствуют расслаблению. Можно еще дуть на перышки, надувать мыльные пузыри.

Сетка памяти. Для Аришкиных 2 лет я приготовила самые простые карточки по четыре на каждой сетке. В дальнейшем планирую увеличить число ячеек и карточек. Как играем в 2 годика:

  • Вариант 1. Раскладываю перед Ариной четыре карточки. Даю посмотреть и запомнить. Затем добавляю еще одну и прошу показать, какая лишняя.

Metodika-Makoto_Shichido

  • Вариант 2. Раскладываю перед Ариной четыре карточки. Даю посмотреть и запомнить. Одну убираю и снова выкладываю. Прошу вспомнить, какой нет.

Metodika-Makoto_Shichido

  • Вариант 3. Я сделала карточки с изображениями «домиков» животных. Вот такие. Скачать.

Metodika-Makoto_Shichido

Прошу Арину сначала разложить животных по своим домикам. Потом убираю и предлагаю вспомнить, где, чей домик.

Metodika-Makoto_Shichido

Такие же карточки сделала с транспортом.

Такие же карточки сделала с транспортом.

  • Вариант 4. Раскладываю перед Ариной 4 карточки с различными изображениями на специально разлинованный под них лист (сетку). Предлагаю запомнить, как они лежат. Убираю. Затем предлагаю разложить так, как они лежали. Скачать карточки

Metodika-Makoto_Shichido

  • Раскладываю резиновых насекомых по цветам по мисочкам соответствующих цветов. Убираю. Предлагаю вспомнить, где чья баночка.
  • Раскладываю перед Ариной 6 карточек лицевой стороной. Прошу запомнить. Переворачиваю. Называю по одному предмету и прошу соответствующую нужную карточку.

Metodika-Makoto_Shichido

Тут же можем играть в наши любимые варианты мемори, которых огромное количество у нас. Например, такое, которое я сделала сама.

Memori_kupit'

Цепочка памяти или Linking Memory. Техника по запоминанию большого объёма информации через связывание слов. Придумываю историю по карточкам, которые раскладываю перед Ариной. История должна быть совершенно нелогичной, чтобы исключить простой подбор слов по смыслу. Затем картинки собираю и прошу воспроизвести историю так, как я ее рассказала. В процессе подсказываю. Начинаю со слова «Однажды». В 2,3 – это 9 картинок. Использую глаголы-связки. Например, такой рассказ. Однажды тигр постирал щетку, чтобы подарить птице. Он одел торт, искупал его в кастрюле и полетел щекотать качели. На улице он уговорил курицу, которая мурлыкала с  куклой и купала ведро с лопатками. Такая вот история.

Metodika-Makoto_Shichido

Зачем я это делаю? Чтобы научить Арину придумывать истории и сказки. Мы развиваем фантазию, а это это очень важное умение на данном этапе.

Тренируем фотопамять (мгновенная память). У меня есть два изображения очень похожих. Скачать.

Metodika-Makoto_Shichido

Показываю на несколько секунд Арине одно из них. Достаю второе и прошу показать то, которое я показывала перед этим.

Metodika-Makoto_Shichido

Развиваем фотографическую память. Делаем это с помощью флеш карт в электронном виде. За один показ 120 карточек, включая математику. Карточки смотрим на сайте Лизы Черниковой.

Metodika-Makoto_Shichido

Зачем нужно это упражнение? Для развития способностей фотографической памяти. Стоп. Что такое фотографическая память и чем она важна? Естественный механизм нашей памяти – научиться забывать, чтобы узнавать новое. На первый взгляд, звучит совсем не логично, но это действительно один из ключевых принципов нашей памяти, сформулированный известным профессором Стэнфордского университета Робертом Бьорком. Чем больше воспоминаний накапливается, тем больше мы забываем. В отличие от обычной памяти фотографическая память фиксирует изображение любой сцены жизни, книжной страницы, лица (любой информации, которую можно воспринять зрительно) точно так же, как это делает фотоаппарат. При этом несущественные детали не удаляются, изображение не меняется с течением времени, а ранние изображения не вытесняются новыми. Можно сказать, что память «считывает» изображение так, как если бы оно находилось перед глазами каждый раз, когда вы пытаетесь вспомнить. Также фотографическая память может хранить тысячи разных изображений абсолютно нетронутыми, независимо от прошедшего времени. Теоретически, человек, обладающий такой памятью, может хранить целый архив документов и книг в голове – и использовать его в любое время. В 1,9 Арина уже отлично разговаривала. В 2, 2 стала говорить букву «р». Я считаю, что немаловажной заслугой являются систематические занятия в том числе на развитие фотографической памяти.

К этим же играм можно отнести любые упражнения на логику. Например такое: из предложенных вариантов сложить рисунок.

Metodika-Makoto_Shichido

Скачать картинки.

Metodika-Makoto_Shichido

Развитие ассоциативного мышления. Карточки я сделала сама и усложняю по мере того, как Арина уже отлично с ними справляется.

Metodika-Makoto_Shichido

Конечно, я стараюсь сделать наши игры разнообразными. Часто включаю в них различные карточки на тренировку внимания, на логику, читаем и рассматриваем книжки-гляделки. Кстати, эти книги очень хорошо пополняют словарный запас и являются хорошим дополнением для развития фотографической памяти и воображения.

Share


Добавить комментарий

Наши друзья

Наш Малыш


ВыборМам


Карта сайта © 2016 Халабудка. Все права защищены.